logo

мужской разговор
о музыке

The
Byrds

Чык-чырык!

album

Fifth Dimension

1966

Забавно, что в 60-ые мы мечтали про пятое измерение, а сейчас все считают крутым плоский двухмерный дизайн и графику, и пока мы на этой теме, я бы хотел диверсифицировать свой пакет услуг и шагнуть ещё дальше трендов, предложив вам свою работу в качестве одномерного дизайнера — сфера, в которой у меня уже более 5 минут опыта. Вот лишь некоторые из моих работ:



Пожалуйста, не воруйте их, и не используйте их для обучения нейронок!!!

Итак, пятая деменция, детка (или я уже шутил про название альбома? Я не помню!). Факт, который вас точно позабавит (мой адвокат также рекомендовал добавить, что забававность факта не гарантирована): Джин Кларк написал 'Eight Miles High' с отсылкой к высоте полёта пассажирских самолётов, но песню во многих штатах забанили, так как посчитали это отсылкой к наркотикам. Затем во время сессий к альбому забанили и самого Кларка в группе якобы за то, что он боялся летать и не мог гастролировать, но фактически за то, что он стал самым богатым в группе, потому что был фактически единственным автором песен. Кларк начал сольную карьеру, которая не особо задалась в коммерческом плане, и в 1991-м году умер от проблем с сердцем, вызванных алкоголем и наркотикам. Ха-ха, вот забава!!... Мда, похоже, мой адвокат был прав.

Без Кларка группа осознала, что песни придётся писать самим, и я прям вижу, как МакГвинн и Кросби перекидывали эту ответственность друг дружке как горячую картошку. Возможно, я сейчас чешу против шерсти консенсус музыкальной критики (и, кстати, знаете, найти консенсус было не так-то просто, а осознать, что он волосатый — тот ещё шок!), но по мне так половина этих композиций — не фонтан взбитых сливок из штанов, и я говорю про ту половину, что написал МакГвинн. А с учётом того, что вся пластинка длится 30 минут, её осечки не устраняются гениальными песнями, которые тут, к счастью есть.

'Eight Miles High' — это нечто за пределами уровня The Byrds. Звучит как джазовое произведение, сыгранное фолк-рок группой, с соло на гитаре, которая как будто запутывается в собственных струнах. Лёгкая и одновременно глубокая, бьющая сразу в яблочко, потрясающая песня, где сошлись странность, вокальные гармонии и плотная ритм-секция. Настолько удачное сочетание, что я даже не буду сильно вонять про отсутствие мелодии — вместо неё здесь всё держится на удачном сочетании аккордов и настроений. Две песни Кросби тоже отличные: 'I See You' и 'What's Happening?!?!' (Дэвид Кросби, 25 лет. Не понимает, что происходит) — очень напевательные песни (особенно вторая) с оттенками психоделии и меланхолии. И я даже запишу в сильные стороны заглавную балладу МакГвинна, где он, по задумке, пытался объяснить теорию относительности Эйнштейна, но я не рекомендую использовать её текст в качестве школьного реферата, о нет сэр, разве что только если это реферат по травокурству. Что касается мелодии, она прокручивает один и тот же куплет по кругу как шарманка без припева или мостика — впрочем, аранжировка симпатичная. О'кей, и кавер-аранжировки народных шотландской 'Wild Mountain Thyme' и английской 'John Riley', где они подключили приятный, но невероятно шаблонно звучащий струнный квартет — тоже хороши. Но остальные песни, детка!... Нет уж, не здесь про такое говорить, ищите меня в другом абзаце!

Пссст, я тут. Короче, здесь нет каверов на Дилана (наверное, тоже посчитали, что он что-то дохрена получает роялти, и надо бы его выпереть из группы), и это ужасно! Лучше распевные ВИА-каверы на песни Боба, чем то дерьмо, которым они решили промазать между хитами пластинки. 'Hey Joe' (и я дико благодарен Хендриксу, что после его кавера все перестали массово пытаться что-то сделать с этой песней) поднимает мою бровь — это типа прикол такой сделать кавер в стиле сатанинской фанк-польки? Но самое дно — это 'I Come and Stand at Every Door', монотонное цитирование стиха (разумеется, так как это высокоинтеллектуальный стих, он не рифмуется) Назыма Хикмета про бомбардировку Хиросимы, где политическое высказывание слышно гораздо (ГОРАЗДНО!) громче, чем хотя бы след музыкальности, как будто бомбили мелодию этой песни, а не япошек. Ламерский блюз-джем 'Captain Soul' — это позор, и я бы хотел посмотреть в лицо тому, кто решил «А давайте наша группа, единственной сильной стороной которой являются вокальные гармонии, запишет инструментальный блюз, утилизирующий однин рифф в течение 3 минут, без каких бы то ни было вокальных гармоний». Знаете, я подозреваю, это был ровно тот же человек, что написал МакГвинновскую '2-4-2 Fox Trot', где на один рифф (снова!!!) по-раздражающе ленивому наложен радиоэфир Learjet'а. Искусство! Чувствуете??? Вот! Вот именно поэтому так скучно!
писано 20.10.2024