logo

мужской разговор
о музыке

Bob
Dylan

Дид Боблан

album

Pat Garrett and Billy the Kid
OST

1973

— Тук-тук
— Кто там?
— Самый сложный бит, на который способна Мэг Уайт!

— Тук-тук
— Кто там?
— Тук-тук
— Что ещё за тук-тук?
— Ну, моторикша, трёхколёсный мотоцикл или мотороллер, предназначенный для перевозки пассажиров

— Тук-тук
— Кто там?
— Обдолбан
— Что ещё за обдолбан?
— Я хотел сказать «Боб Дилан», но вышло «обдолбан», потому что я обдолбан!

— Тук-тук
— Кто там?
— Тук Инг
— Что ещё за Тук Инг?
— Тук-тук-тукинг он хэвенс дор!

В 1973-м году Боб Дилан снялся в фильме 'Pat Garrett and Billy the Kid', про то как на Диком Западе хорошие насилуют, убивают и грабят плохих или типа того. Роль была сугубо третьестепенная — Дилан сыграл проходимца Алиаса, то есть в некотором смысле можно сказать, что алиасом Дилана был Алиас, гм. Но важно другое — пробравшись через знакомых знакомых (вы знаете этих евреев), Дилан дошёл до верхних эшелонов продюсирования киноленты и уговорил их так же включить в фильм его саундтрек, мол, я свой, не кину. Получив аванс за саундтрек, Дилан написал 2 песни, растянув их на 10 треков, среди креативных названий которых: 'Billy 1', 'Billy 4', а также (непредсказуемо, как генератор случайных чисел) 'Billy 7'.

О'кей, вы знаете эти саундтреки — в лучшем случае там есть одна хорошая песня или мелодия, вокруг которой накидывают кучу говна, а если рядом ещё иногда пляшут, то это мюзикл. Поэтому подход Дилана, который записал 2 по-настоящему хорошие песни — 'Billy' (если со словами), она же 'Main Theme' (если без слов, но в более богатой аранжировке), и 'Knockin' on Heaven's Door' — затем размазал их немного в разных исполнениях и гибридах ('Final Theme' сочетает в себе обе мелодии) на 9 треков, а также добавил бойкий банджо-инструментал 'Turkey Chase', — это то, что надо. В итоге у него получился один из лучших саундтреков, что я когда-либо слышал, просто потому что он наиболее всего похож на нормальный номерной альбом без всяких кинематографических извращений с долбанутыми названиями типа «Пассаж Сигареты», про которые музыкант говорит «О, да, мы решили поэкспериментировать со звуком», а по факту он там просто пердит в синтезатор, и в итоге эти испражнения под шумок пост-продакшена убирают даже из фильма, но музыкант ищет отомщения и сваливает всё это в саундтрек веером альтернативных версий, а фанаты кушают, давятся, но улыбаются и просят делюкс-издания на виниле, они ж фанаты.

Я хочу использовать этот момент для того, чтобы на минуту в полной тишине поставить 'Knockin' on Heaven's Door' и насладиться этим шедевром. Забыть о куче забавных, но игнорирующих суть оригинала кавер-версий ('Don't Worry, Be Happy' Эрика Клептона или 'God Gave Rock'n'Roll To You' Ганс энд Роузес) или неудачных живых исполнений от самого Дилана. Забыть про то как в 90-е и 00-е даже на моей памяти эта песня была заезжена на радио, в пляжных ресторанах и караоке в ноль настолько, что перестала регистрироваться ухом. Эту песню сложно вспомнить, как услышал в первый раз, потому что его не было. Она была разлита везде и звучала плоско и скомкано отовсюду — из телевизора в соседней комнате, из окна машины на светофоре, из ларька у метро в неизменно паршивом качестве. Но если попытаться услышать её в первый раз по-настоящему, эти неуверенные аккорды акустической гитары, то как ей едва заметно вторит электрическая, пульс вступления баса, назальные подпевки и скромный голос Дилана, который умудряется при этом заполнить всё остальное пространство с эффектом примерно как в 'Lay Lady Lay', я думаю, вы будете вознаграждены больше, чем за все предыдущие годы «слышанья» этой песни.

20 назад меня раздражало, что мне надо тянуться за отдельным компакт-диском, чтобы услышать в сущности пару песен, и я негодовал, что Дилан не смог приберечь хит для последовавшего 'Planet Waves' или выдать его чуть раньше на 'New Morning'. Мне казалось, что оба альбома получили бы статус классики с этой песней, а тут она — растраченный впустую потенциал. Но сейчас я скорее грущу о том, что по череде причин в этот саундтрек не вошли песни, которые Дилан придумал, но как всегда не завершил — к примеру 'Rock me Mama' (у которой Дилан записал только припев, а позже в 2004-м Old Crow Medicine Show придумали куплеты и превратили её в хит), или даже не сочинил, хотя мог бы. К примеру, 'Swamp Lake Blues' с фантастической мелодией, флейтой и едкой подачей прокуренным голосом. Да-да, я знаю, этой песни не существует. А жаль!
писано 05.11.2024