logo

мужской разговор
о музыке

The Smashing
Pumpkins

Дед старался, выращивал, а ты ломаешь!

album

Gish

1991

Я никогда не любил Smashing Pumpkins, потому что (потерпите немного объективности) они все выглядят как уроды (в Америке это называется дайвёрсити, но тут почти вся группа как один diversity hire, будто лейблу нужно было выполнить план под конец года и его топорно закрыли одной группой), и потому что на первый прогон вся их музыка звучит одинаково, а потом читаешь Википедию, а там в графе «жанры» у альбома строчек больше, чем песен на пластинке.

Если точнее, мне никогда не нравились две гитары группы: Билли Корги и Джеймс Шибаину Иха, и я говорю сейчас исключительно про их внешний вид, потому что в рок-музыке гитарист — это как бы фаллос всей группы (а гитара — фаллос фаллоса). Он должен быть красив и могуч! На него должно быть хотеться быть похожим! А эта парочка лысого и узкоглазого в мешковатых шмотках — я не представляю, кто бы мог в этом разглядеть кумира, просто потому что каждый помятый студент после вечеринки выглдяит именно так. И вокалист Билли тоже средний. А вокал фронтмена — это как бы тоже фаллос группы. И ещё бассист(ка) у них тоже ниочом, какая-то странная и кривая, а в рок-музыке басс-гитара — это же фаллос всей группы, понимаете? А ударник? Вы вообще знаете, что символизируют ударные в рок-музыке?

Итого, вместо 4-фаллосного монстра Smashing Pumpkins предстали на дебютном альбоме как странное сборище меньшинств: американо-японец, американо-женщина, американо-лысый (в будущем) и американо-ударник.

О, и последняя причина, по которой я ненавидел всю группу — это то, что Билли представлялся музыклаьной прессой, как тиран, подчиняющий всё своему вкусу. С годами я понял, что хоть кто-то в группе, где половина японо-бабы, а остальные сидят на наркоте и алкоголе, должен принимать решения и выполнять работу. В конце концов, они свободные люди и могли покинуть группу в любой момент, а Корган что-то слишком долго их терпел для тирана.

Я сужу этот альбом с высоты славы, которую Smashing Pumpkins заработали под начало 2000-х, как золотой стандарт нового поколения рок-музыки, и, разумеется, это очень несправедливое расположение сил, потому что корни этой пластинки — в местной (чикагской) инди-сцене, и начало траектории группы сильно отличалось от её финальной точки. 'Gish' (названный в честь Лиллиан Гиш, актрисе немого кино, типа как когда порно без звука смотришь, чтобы соседи думали, какой прилежный мальчик, немым кино увлекается, но в реальности наверное группа имела в виду какой-нибудь наркотик, например, гашиш (рифмуется с плохиш)) довольно интересный по задумке для своего времени, и я думаю, что обожание среди задоумных любителей инди, ровно как и фырканье со стороны задоумных пуристов инди он получил в своё время именно за это — за довольно удачную попытку соединить небрежность и необязательность инди-сцены с классическим серьёзным хард-роком типа Queen и The Who.

Если Pavement или Sonic Youth для ваших ушей — слишком расхлябанно и непрофессионально, Alice Cooper и KISS — слишком тупо, то Smashing Pumpkins — идеальный кроссовер, это непрофессионально и тупо одновременно! Нет, разумеется, нет. Но я не могу отделаться от ощущения, что у этого альбома слишком много проблем, чтобы считать его чем-то большим, чем документ эпохи:

- звук. Билли Корган всегда был требователен к звучанию, но с этим альбомом он и продюсер Буч Виг только учатся. Ударные и бас звучат плоско и невероятно далеко от своих хард-рок ориентиров. Soundgarden уже в 89-м на 'Ultramega OK' звучали плотее, сбитее и громче.

- звук. Большинство партий баса и гитары Джеймса были перезаписаны Корганом, и вместе это всё звучит слишком технично и подчинённо одному видению. Из-за этого требуется время и много терпения, чтобы распутать все эти звуковые слои и докопаться до сути песен, что получается гораздо проще, когда они сделаны в акустической аранжировке, как, например, закрывающая 'Daydream' или 'Crush'

- мелодии! В синглах 'Tristessa', 'Siva' и 'I Am One', а также в явно сингловом материале 'Rhinoceros' они более заметны, но даже так это короткие рефрены, повторяемые много раз и соединяемые соляками и сбивками.

Из по-настоящему удачных аспектов — ударная работа ударника Джимми Чемберлина, который обучался на джаз и ничего не знал про альт-рок или инди или как вот это вообще всё называется, но быстро сориентировался на первых репетициях (потому что какая разница, играть с неграми или бабо-япами) и открыл Коргану возможность более динамичного использования гитары, и мой любимый трек со всей пластинки 'Bury Me' (видите какой я инди! Мой любимый трек не какой-то там сингл, а зарытая в середине альбома песня с просьбой зарыть себя!) демонстрирует это лучше всего.

Неплохой альбом! Умели ж в 1991-м делать неплохие альбомы. Не сравнить с неплохими альбомами 2024-го!
писано 14.12.2024