logo

мужской разговор
о музыке


Portishead

музыкальный критик-самоучка тешет своё эго за счёт гениальной группы или группа с мировой известностью действительно не так хороша, как об этом написано в рекламе? только <i><u>я</i></u> уполномочен решать

album

Dummy

1994

О, эклектика! Оставьте в одной комнате Run DMC и Аэросмит, и у вас получится отличный сингл "Walk this way" с припевом из волосатого металла, куплетами лучшего олд-скул хип-хопа и резвой гитарной работой. Оставьте в одной комнате Junkie XL и труп Элвиса Пресли, и получается — вуаля — превосходный ремикс на «A little less converstaion»! Заприте вместе всего на час Ю-ту и Хайвз, и вы получите... Ю-ту. Нет, правда, всё, к чему прикасается Боно превращается в Ю-ту.

Сказав это, я совершенно не понимаю, кого нужно было оставить в комнате и на сколько, чтобы получилось это. Родителей Джефф Бэрроу на 25 лет?

Это хороший альбом. Однако ему чего-то не хватает. Сложно сказать, чего именно, и тут, разумеется, надо напрячь извилины. Я бы сказал, что здесь не хватает с одной стороны нежного, но с другой — ритмичного инструмента. Послушайте, у меня есть некоторая идея по этому поводу. Что если из дерева сделать пустой внутри корпус конструкции, приведённой на рис. 1? Допустим, далее мы натянем металлические струны разной толщины вдоль этого корпуса, и ещё нужно сделать какую-нибудь штуку, которая смогла бы регулировать силу натяжения струны. Ну, не знаю, например, в самом конце узкой части гитары (назовём её, ну хрен знает, грифом, потому что мне очень нравятся грифоны) сделать какие-нибудь шурупчики, на которые струна могла бы наматываться, тем самым создавая натяжение по своей длине. Воспользовавшись теорией волн в физике мы могли бы попробовать установить, ээ-э, скажем, порожки поперёк грифа. Тогда при зажатии на порожке струна будет менять длину звучащей части, а, следовательно, и частоту звучания, то есть свою ноту! И наконец — я знаю, да, это звучит невероятно для 2008-ого года, но чисто теоретически — что если натянуть струны так, чтобы нота Ми первой октавы могла быть взята на 1-й открытой струне, на 2-й струне на 5-м порожке, на 3-й струне на 9-м порожке, на 4-й струне на 14-м порожке, на 5-й струне на 19-м порожке и на 6-й струне на 24-м порожке?? Мне кажется, моё новейшее изобретение смогло бы помочь группе при записи дебютного альбома. Какая жалость, что такие технологии были недоступны в 1994-ом году.

portishead_new_instrument.gif

Жалостливый альбом. Это не относится к его разнообразной музыкальной составляющей, включающей в себя сильные влияния ритм-н-блюза и соул-музыки, обёрнутые в тонкую электронную оболочку. Мне нравятся мелодии, мне нравится сдержанность инструментов, особенно в сингле ретро из будущего «Glory Box» — единственная песня на пластинке с гитарой, которая аккуратно подчёркивает драматичность композиции. Но вместе с тем мне не нравятся две вещи: 1) нытьё («Sour Times», «It Could Be Sweet») и 2) нытьё («Numb», «Pedestal»). В «Sour Times» Бэт Гиббонс повторяет "Cos nobody loves me / It's true". Твою мать, если тебя никто не любит, об этом не надо петь в каждом сингле. Займись делом! Устройся на работу, заработай денег, купи тачку и тебя все полюбят! Записывание жалостливых альбомов не поможет заработать денег, Бэт Гиббонс, и тебя по-прежнему не будут любить! Только если эти альбомы не будут продаваться миллионами. Хм... Но ведь альбомы Портисхэд как раз продаются миллионами... Хм... Бэт Гиббонс, кажется, я начинаю понимать твой изощрённый план!

Самое неприятное для меня в пластинке — больные медленные электронные ритмы и сэмплирование, из-за которых группу дразнят трип-хопом. Неожиданный звук сканнера в «Sour Times» и внезапная ленивая труба в «Pedestal» — это здорово. Но кто заставлял их пичкать каждую (неплохую!) песню альбома громким угнетающим битом? Я не вижу никакой заслуги в том, что группа сделала что-то приличное в жанре "говно", если то же самое получилось бы в разы лучше в традиционном стиле. С натуральным басом! С натуральными ударными! Увы, фабрика по производству барабанщиков бастовала в 1994-ом году.

Поймите, у меня правда нет претензий к мелодиям — они чёткие, присутствуют в каждой песни, сильные и запоминающиеся. Но из-за общего уныния и таких вещей, как «Sour Times» или «It Could Be Sweet» в частности, альбом «Dummy» в свои худшие минуты — это настоящее эмо-нытьё. Однако, в лучшие — это потрясающая музыка, впитавшая так много влияний, и зашедшая так далеко, что уже не поддаётся никакой категоризации и навешиванию ярлыков.

В более доступных словах, эта пластинка — гибрид Радиохед (мелодии и текст) и Бйорк (электроника). Разумеется, это полный идиотизм, что они решили назвать себя Портисхэд, когда у них были все шансы назваться, я не знаю, Том "Б" Йорк!
писано 06.08.2008

Аноним

06.08.2008 в 12:39

Прикольно, что ты начал вспоминать музыку детства. Сто лет его не слушал.

петя

рочельник

09.03.2009 в 12:50

Ты гонишь, чувак, это же так называемый трип-хоп, какие к ляду гитары? Он потому и трип-хоп, что тут типа нет гитар. Так и скажи, мне не нравится это направление. Но! Я отчетливо видел 4,5 звездочек выставленных Киркорову, хотя там тоже с гитарами туговато и вообще мракобесие сплошное. Логично предположить, что 4,5 от Серхио - сугубо внутрення оценка альбома Киркорова, как порождения данного жанра. Тогда вопрос: кто в трип-хопе заслуживает на более высокий балл, чем Portishead?