Фела Кути первым записал свой последний альбом «Underground System». Разумеется, многие мировые державы параллельно вели проекты по разработке последнего альбома Кути, и даже получили некоторые прототипы, но финальный результат первым достиг именно Фела Кути. Поэтому в рамках нашего сегодняшнего выпуска передачи «Тила Куфе и другие неудачные анаграммы» давайте поговорим о последнем прижизненном альбоме Фелы Кути «Underground System».
Но прежде чем поговорить об этой пластинке, я решил устроить небольшой тест, дорогой читатель, с целью выяснить, а знаете ли вы вообще, как выглядит Фела Кути? Итак, варианты ответа:
A.
B.
C.
D.
И правильный ответ: разумеется, C. Если вы ответили что-нибудь другое, то стыд и позор! Вы расист и все чёрные для вас выглядят одинаково. Наконец, перед тем, как начать говорить про пластинку «Underground System», мне интересно, нравится ли вам этот альбом или нет? Пожалуйста, примите участие в следующем тесте, чтобы определить, нравится ли вам альбом «Underground System», выбрав наиболее подходящий для себя ответ на вопрос: "
Нравится ли вам альбом Фелы Кути «Underground System»?"
A. Нравится
B. Не нравится
И правильный ответ: A. Если по каким-то причинам вы выбрали B, то знайте, это не так. В действительно, вам
очень нравится эта пластинка, и я сейчас объясню почему. Возможно, как вы знаете по опыту Майлса Дэвиса, некоторые мировые исполнители (на ум немедленно приходит Майлс Дэвис) после продолжительной карьеры, состоящей сплошь из рискованных и высокохудожественных ходов, внезапно бросались на мимолётные модные фишки вроде драм-машин и порно-соло-гитар. И хотя нет ничего удивительно в том, что пластинки Кути 80-ых и начала 90-ых приелись и звучат одинаково, у них есть неоспоримое преимущество — они не прыгнули на рельсы мировой моды на дерьмовые пластинки, оставаясь такими же этнически чистыми.
На альбоме снова две, э, гм, назовём это песнями, песни. И одна из них несколько отличается от всего того, что Фела делал ранее. Заглавная композиция начинается как будто с примоднённого хард-бопа на сумасшедшей скорости и если бы не резкий ритмичный отрывистый саксофон Кути, можно было бы подумать. Что-нибудь. Но учитывая нажим песни, подумать не получается вообще никак. Вас просто сносит напором этого потока (для пущей реалистичности рекомендуем закрыть пробку в раковине на кухне и включить воду на полную). К тому же это первый случай на моей памяти, когда Кути поёт вместе с хором, не давая времени на раскачку своим любимым call-response трюком. Разумеется, 28 минут — слишком долго для одной темы, особенно при таком инфернальном ритме, который поддерживается следующей «Pansa Pansa», но тем не менее. Наблюдая такую страсть к собственному звуку, становится понятно, почему Кути игнорировал все влияния 80-ых. Говоря образно, зачем млекопитающему из рода жвачных семейства пологорих отряда парнокопытных язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами?
А теперь давайте, наконец, поговорим о последнем альбоме Фелы Кути «Underground System»: