logo

мужской разговор
о музыке

Fela
Kuti

Kuti no play when me press stop

album

Underground System

1992

Фела Кути первым записал свой последний альбом «Underground System». Разумеется, многие мировые державы параллельно вели проекты по разработке последнего альбома Кути, и даже получили некоторые прототипы, но финальный результат первым достиг именно Фела Кути. Поэтому в рамках нашего сегодняшнего выпуска передачи «Тила Куфе и другие неудачные анаграммы» давайте поговорим о последнем прижизненном альбоме Фелы Кути «Underground System».

Но прежде чем поговорить об этой пластинке, я решил устроить небольшой тест, дорогой читатель, с целью выяснить, а знаете ли вы вообще, как выглядит Фела Кути? Итак, варианты ответа:
A. Фела Кути B. Фела Кути C. Фела Кути D. Фела Кути

И правильный ответ: разумеется, C. Если вы ответили что-нибудь другое, то стыд и позор! Вы расист и все чёрные для вас выглядят одинаково. Наконец, перед тем, как начать говорить про пластинку «Underground System», мне интересно, нравится ли вам этот альбом или нет? Пожалуйста, примите участие в следующем тесте, чтобы определить, нравится ли вам альбом «Underground System», выбрав наиболее подходящий для себя ответ на вопрос: "Нравится ли вам альбом Фелы Кути «Underground System»?"
A. Нравится
B. Не нравится

И правильный ответ: A. Если по каким-то причинам вы выбрали B, то знайте, это не так. В действительно, вам очень нравится эта пластинка, и я сейчас объясню почему. Возможно, как вы знаете по опыту Майлса Дэвиса, некоторые мировые исполнители (на ум немедленно приходит Майлс Дэвис) после продолжительной карьеры, состоящей сплошь из рискованных и высокохудожественных ходов, внезапно бросались на мимолётные модные фишки вроде драм-машин и порно-соло-гитар. И хотя нет ничего удивительно в том, что пластинки Кути 80-ых и начала 90-ых приелись и звучат одинаково, у них есть неоспоримое преимущество — они не прыгнули на рельсы мировой моды на дерьмовые пластинки, оставаясь такими же этнически чистыми.

На альбоме снова две, э, гм, назовём это песнями, песни. И одна из них несколько отличается от всего того, что Фела делал ранее. Заглавная композиция начинается как будто с примоднённого хард-бопа на сумасшедшей скорости и если бы не резкий ритмичный отрывистый саксофон Кути, можно было бы подумать. Что-нибудь. Но учитывая нажим песни, подумать не получается вообще никак. Вас просто сносит напором этого потока (для пущей реалистичности рекомендуем закрыть пробку в раковине на кухне и включить воду на полную). К тому же это первый случай на моей памяти, когда Кути поёт вместе с хором, не давая времени на раскачку своим любимым call-response трюком. Разумеется, 28 минут — слишком долго для одной темы, особенно при таком инфернальном ритме, который поддерживается следующей «Pansa Pansa», но тем не менее. Наблюдая такую страсть к собственному звуку, становится понятно, почему Кути игнорировал все влияния 80-ых. Говоря образно, зачем млекопитающему из рода жвачных семейства пологорих отряда парнокопытных язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами?

А теперь давайте, наконец, поговорим о последнем альбоме Фелы Кути «Underground System»:
писано 06.12.2009