Будучи музыкой бедных людей, которым едва-едва хватало на наркотики, джаз теперь ассоциируется с роскошью и высшим обществом. И это жучит мою мормышку! Хочешь произвести впечатление — приглашаешь девушку в кафе, где фоном играет джаз. И всё — она тут же думает, что ты богатый и с утончённым вкусом, а на деле тебе едва хватает денег на наркотики. Ну, уж нет. Для каждой девушки нужен свой, особый подход. Например, я просто вижу, как я очаровываю тёлочку, торгующую в цветочном магазине. Я беру, скупаю вообще все цветы в магазине и... выбрасываю их в ближайший мусорный контейнер! После чего я открываю нараспашку дверь магазина и кричу «
Беги! Теперь ты свободна! Я снял твоё проклятье!». Ну, скажите, какая девушка устоит и не добавит меня в список друзей на вконтакте после
такого, а?
Большинство людей и слушает джаз только потому что он подходит под пластиковые вставки «под дерево» в салоне их седана. Потребление определяет предложение и в итоге большая часть джаза пишется именно для этих целей. Во всяком случае, дела сейчас обстоят именно так. Вините в этом наше правительство, которое ездит в седанах с пластиковыми вставками «под дерево» в салоне — мне всё равно, но факт остаётся фактом: сейчас почти не сыскать хорошего хард-бопа или биг-бэнда. Это вымытые жанры, которые в лучшем случае нота-к-ноте цитируют прошлое. Именно что прошлое. Я покупаю омолаживающий календарь 1967-го года и переношусь в эту удивительную эпоху, когда джазу было куда расти и не приходилось уходить в авангард для того, чтобы выжить.
«Sonic Boom» — альбом со странной судьбой, не каждый из вас может такой похвастаться. Во-первых, он — альбом. Что случалось не с каждым из вас. Во-вторых, он издавался три раза и каждый раз — мизерным тиражом. В последний раз он был издан в рамках серии джазовых конносье Blue Note с дополнительными сессиями 1969-го года, что окончательно выбило альбом из дискографии Ли Моргана. И вместе с тем, это его самый интересный диск. И мне уже даже интересно, почему именно! Ах, давайте же скорее читайте мне, что там дальше в обзоре, ну!
«Sonic Boom» был шагом, который Ли очень долго нащупывал. После выпуска «The Sidewinder» все его пластинки были похожи на неё и между собой. Обязательная вводная коммерческая фанковая тема и лишь затем шло то, в чём Моргану было мало равных — хард-боп. Эта тенденция сделала ряд пластинок типа «The Rumproller» и «Cornbread» совсем не отличимыми друг от друга. Этот застой был прерван «Sonic Boom», где Ли Морган выдал весь свой опыт, накопленный параллельно в коллективах Арта Блэйки и Диззи Гиллеспи. Я плохо придумываю новые джазовые жанры, но «Sonic Boom» — нечто вроде биг-бэнда, играющего хард-боп на скорости звука (как это часто бывает в музыке) с особой страстью к ритмам. Или, проще говоря, этот жанр зовётся «
жилхебопом», в честь Серхио Жилхеса, который придумал ему название.
На переиздании — 13 композиций. Самые запоминающиеся — «The Stroker» и «Mr. Johnson». Из сочинительств Моргана меня больше всего вставляет «The Mercenary». Впрочем, слово «
вставляет», наверное, не лучшим образом подходит для джаз-обзора. Скажем так. Это полотно сильнее всех ерошит бархат моего смокинга, пока я еду на заднем сиденье лимузина и хлопаю по жопе расфуфыренную сиськастую деваху.
Мой музыкальный критик ставит этому альбому 4 звёздочки.